В Калининградской области превратили систему цифровых данных в реально работающий инструмент
Заместитель министра здравоохранения Пугачев Павел Сергеевич призвал коллег перенимать опыт Калининградской области, который был представлен в начале пленарного заседания в первый день работы конгресса #ITM2023. Что же это за опыт? Приводим краткую стенограмму доклада «Цифровые данные для управления здравоохранением Калининградской области», представленного министром здравоохранения Калининградской области Кравченко Александром Юрьевичем:
Речь идет о полноценном архитектурном решении, которое трансформируется в рейтинговую систему наших медицинских организаций, которое предполагает интеграцию с федеральным уровнем, региональные сервисы, которые четко сшиты в единые инструменты работы, и налаженное взаимодействие с территориальным фондом ОМС. У нас есть определенные проблемы с подключением ФАП, которые имеют объективные причины: не на всей территории субъекта есть покрытие сотовой связью, но мы этим вопросом занимаемся.
Мы создали сервис идентификации жителя, получающего медицинскую помощь на территории Калининградской области, и региональный портал, на котором собрали все операционные данные. Была разработана собственная аналитическая система, которая позволяет вплоть до каждого врача или каждого пациента мониторировать содержательные показатели, помогающие оценивать эффективность работы медицинской организации либо конкретного специалиста, который лечит конкретного пациента.
Мы анализируем более 400 различных метрик, которые появляются в системе в виде информационных панелей по запросам медицинских работников, и собираем данные из информационных систем, чтобы они были репрезентативными.
Мы четко мониторируем смертность в разные периоды времени по сравнению с предыдущими аналогичными периодами, по различным состояниям, возрастным группам... Можем посмотреть вклад конкретного врача в смертность, как он работает с прикрепеленным населением и как это ранжируется в рамках медицинской организации или всего региона.
Есть отдельный трек по удержанию медработников. Мы видим, сколько у нас специалистов в какой организации, в каком муниципальном образовании. Мы поняли, что кадры у нас перегружены той работой, которой не должны заниматься. В нескольких медицинских организациях уже полностью отказались от бумажного документооборота. В планах создание института делопроизводителей — немедицинских работников, которые будут заниматься, в том числе, анализом работы скорой медицинской помощи по вызовам, записи к участковым и узким специалистам и на исследования на лучевом оборудовании.
Анализ данных уже дал представление о том, что медработники у нас немного хитрят и «забивают» слоты записи на прием повторными визитами, которые не обоснованы. Если постоянно сидеть, выбирать и пытаться разбираться, то это достаточно сложная задача. Если же это формализовать, превратить в нормальный формат контроля обоснованности повторных консультаций, то сразу начинают освобождаться слоты.
Мы решили посмотреть эффективность образовательных мероприятий, чтобы понять, как влияет то, чему мы учим врачей и средний медперсонал, на то, что мы от них ждем. Сегодня мы уже не учим врачей просто потому, что нам их надо учить. Мы их учим конкретным технологиям, потому что видим у них дефицит определенных компетенций.
У нас создан единый универсальный идентификатор во всех системах, что позволяет нам отследить все медицинские события в отношении конкретного пациента. Благодаря получению данных от системы ФОМС мы понимаем вклад частных медицинских организаций в лечение пациентов, переток финансовых средств в негосударственную систему здравоохранения.
Наша система цифровых данных — реально работающий инструмент, ежедневно используемый. Она позволяет анализировать любые периоды, любые срезы, и мы понимаем, на чем надо сосредоточить усилия для повышения эффективности системы.